Практикум.

Шпатлёвки и смолы АКЕМИ. Заделка дыр.

«Современные материалы позволяют без особых проблем качественно и надолго заделать любое сквозное повреждение кузовных деталей. Главное - определить целесообразность такого ремонта. Если речь идет о дырявом как решето лонжероне, о пороге, в который влезает кулак, или о каком-либо другом силовом элементе, то, разумеется, без сварки не обойтись А вот не несущие большой нагрузки наружные панели восстанавливаются без труда. Отверстия до 3 см в диаметре просто заполняются шпаклевкой со стекловолокном (Polyfiber), на большие накладывается заплатка из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой. В ремонтном порыве важно не переусердствовать обширные коррозионные разрушения тоже заделываются, но оплата трудоемкой работы (особенно подготовки поверхности) может превысить затраты на замену элемента. Во всем нужна мера. Полимерные материалы обладают отличной адгезией к металлу, но не к ржавчине. Абразивным инструментом зачищаем место ремонта до чистого металла, захватывая по краям неповрежденные поверхности. Насколько это возможно, очищаем от грязи и ржавчины также обратную сторону детали. Удаляем крупные заусенцы, подравниваем кромки и загибаем их внутрь. Можно (хоть и не обязательно) просверлить на отбортовке несколько отверстий - это повысит механическую прочность. Для большого отверстия выкраиваем 2-3 заплатки из стеклоткани с небольшим (до 1 см) перехлестом. Обезжириваем место ремонта. На маленькое отверстие шпателем наносим шпаклевку со стекловолокном. Стараемся заполнить отверстие без пропусков, обращая особое внимание на кромки металла. Геометрию детали строго выдерживать необязательно - выступы сошкурятся, провалы заполнятся впоследствии тонкой шпаклевкой. Кстати, она будет лучше держать ся за счет неровностей и грубой структуры стекловолокна. На кусок полиэтиленовой пленки наносим полиэфирную смолу, смешанную с отвердителем Вдавливаем в нее заплатку, поверх которой нано сим второй слой смолы, укладываем второй слой ткани и т. д. Важно, чтобы стеклоткань хорошо пропиталась смолой и между слоями не образовалось воздушных пузырей. Промазываем смолой отбортовку и прижимаем к ней «бутерброд». Пленка позволяет точно разместить и разгладить заплатку, придать ей форму, а также сократить трудозатраты на по следующее шлифование. После полимеризации смолы полиэтилен легко удаляется. После полимеризации смолы (шпаклевки) соответствующим абразивным инструментом (специальным кузовным напильником, шлифмашинкой, грубой шкуркой на бруске) сошлифовываем излишки материала, выступающие над поверхностью панели. Кузовной ремонт закончен. Начинается работа маляра».

Кузовной ремонт. И скульптор, и живописец.

Чем качественнее сделан кузовной ремонт, тем меньше потребность в шпаклевании. Но добиться идеальной поверхности с помощью молотка сложно. В конце концов, кузовщик – не скульптор. Отремонтированные поверхности все равно придется доводить с помощью специальных материалов. Занимается этим маляр, ремесло которого гораздо ближе к искусству. И уже ему, как скульптору, приходится брать кусок "камня" (в нашем случае шпатлёвку) и удалять с него все лишнее… Приобрести качественные материалы – важно, но недостаточно. Надо еще сотворить из них качественную композицию, которая в дальнейшем будет подвергнута обработке. Многослойная конструкция, получаемая на месте ремонта, должна хоть в какой-то мере походить на монолит, поэтому начинаем с подготовки поверхности. Очищать ее приходится в несколько приемов. Для начала водой с моющим средством смываем неорганическую грязь и соль. Желательно пользоваться специальными техническими составами, но подойдут и дешевый стиральный порошок, и тринатрийфосфат и т.п. Средства для мытья рук, профессиональные и косметические, из-за наличия в них защищающих кожу жиров использовать не стоит. Промываем ремонтируемый элемент чистой водой, даем подсохнуть и обезжириваем. Почти каждый производитель лакокрасочной продукции предлагает свое средство для этой цели. На худой конец, можно использовать "медленный" (долго испаряющийся) растворитель (уайтспирит, сольвент и т.п.), который наносится неворсистой салфеткой. Частицы грязи и жиры "всплывают" на поверхность, их собирают чистой, сухой и также не оставляющей ворса второй салфеткой. С "быстрыми" растворителями, типа ацетона и "номерных" 646 и 647, это не пройдет: загрязнения растекутся по поверхности, а тканью вы их только дополнительно размажете. Кроме того, быстрое испарение растворителя приводит к образованию на поверхности детали водного конденсата. То, что не удалось "смыть", непременно попадет в царапины от абразивной обработки. Из них удалить масло и силикон практически невозможно. Результат – либо очаг коррозии, либо отслоение материала. Шпатлёвка хорошо держится только на металле. Поэтому все слои лакокрасочных материалов должны быть уничтожены наждачной бумагой с зернистостью не крупнее Р80. Более грубая бумага оставит трудновыводимые царапины, мелкая – увеличит трудоемкость работы. К использованию смывок старой краски нужно подходить с осторожностью. Работают они весьма эффективно, но, как правило, содержат в своем составе парафины, справиться с которыми полностью достаточно сложно. Электроинструмент с металлическими щетками безжалостен не только к краске, но и к самой металлической поверхности, следовательно, пускать его в дело можно только в местах, которые будут гарантированно закрыты толстым слоем шпатлёвки. Зашкуривать надо не только непосредственно поврежденный (отремонтированный) участок, но и зону, к нему прилегающую. По периметру должны образоваться: полоса ровного "голого" металла, за ней – зашкуренного грунта, далее – "заматованной" эмали. Подвергнуть металл химической антикоррозионной обработке (фосфатированию, холодному цинкованию и т.п.) очень заманчиво и теоретически оправдано. На практике же необходима уверенность, что шпатлёвка и грунт прилипнут к полученному защитному слою и будут держаться на нем продолжительное время. Бывает, что очень качественный с точки зрения защиты от коррозии грунт, даже полностью высохнув, не дает засохнуть положенным на него двухкомпонентным материалам (шпатлёвкам, эмалям и т.п.) Места, где его можно применять без проблем – полы, арки колес, днище и другие элементы, покрываемые антикоррозионными мастиками. Не уверен – не рискуй! Подготовив поверхность, переходим к следующей операции. Как вы уже знаете, полиэфирной шпатлёвке вредит как недостаток, так и избыток отвердителя. Последний, в свою очередь, никогда сам по себе не затвердевает и сохраняет способность взаимодействовать как со слоями последующих материалов, так и с входящими в их состав пигментами. Показатель подготовленного к использованию материала – равномерность цвета без красных прожилок отвердителя, которые, кстати, не заметит только халтурщик или дальтоник. Другой внутренний враг шпатлёвки – воздух. "Забрасывает диверсанта" сам маляр неумелым перемешиванием. Обычно - обратным движением шпателя с переносом части материала над основной массой. Возникает "воздушная подушка", при дальнейших манипуляциях разбиваемая на отдельные пузырьки, образующие после полимеризации поры и кратеры. При попадании в них воды может либо возникнуть коррозия, либо вздутие и растрескивание шпатлёвки при отрицательных температурах. Перемешивать шпатлёвку лучше всего шпателем на гладкой пластине (из любого материала, но с чистой поверхностью). Наносить же шпатлёвку на кузов лучше шпателем из упругой стали. Резиновые и пластиковые требуют сноровки и из-за излишней гибкости не всегда дают ровную плоскость. Недостаток превращается в достоинство на изогнутых, особенно вогнутых, поверхностях и при заделке мелких неровностей. Излишки шпатлёвки, особенно по краям ремонтируемого участка, надо сразу же удалять. Мало того, что позднее на них придется извести немало сил, так поверхность, скорее всего, окажется волнистой. А в зоне перехода от шпатлёвки к старой краске может остаться трудновыводимый непрошкуренный ободок, на котором последующие слои материалов будут держаться очень не надежно. (О том, какими типами шпатлёвок и когда можно пользоваться, мы уже рассказывали в апреле и мае). После полимеризации нанесенного материала переходим непосредственно к ваянию. Удобнее и быстрее всего работать специальными шлифовальными машинками. Профессиональный инструмент, как правило, совмещается с промышленным пылесосом. Достоинств у такой комбинации – помимо высокой производительности – как минимум два: значительное сокращение количества пыли и возможность шкурить всухую. Работа с водой и, соответственно, с водостойкой бумагой качества лакокрасочной поверхности не повышает. Вода остается в порах и микротрещинах. Удалить ее полностью удается не всегда. Если специального электро- либо пневмоинструмента нет, намотаем бумагу на деревянный брусок и приготовимся долго и нудно водить им по шпатлёвке с небольшим прижимом. Доводка осуществляется бумагой Р180 и тоньше. Причем все царапины от первого абразива должны быть заглажены вторым. При сухом зашкуривании бумага забивается достаточно быстро и не только перестает работать, но и может оставить нежелательный след. Заменять такую бумагу следует своевременно. Шкурить без бруска категорически недопустимо: ровной поверхности никогда не получить. Результат работы легче оценить… руками. Неровности, заметные на ощупь, обязательно будут видимыми после окраски. (Для справки: чувствительность подушечек пальцев – 2мкм). Повторное шпаклевание, позволяющее устранить впадины и риски, лучше всего производить более тонкой шпатлёвкой. Но до этого не забудьте удалить пыль, а участки с открывшимся голым металлом в очередной раз обезжирить. Окончательная доводка поверхности и матование переходов проводятся бумагой Р220. Грунт и краска имеют плохую адгезию к непрошкуренным поверхностям. До их нанесения обезжирим всю ремонтируемую зону. Со "скульптурой" закончили, переходим к "живописи". Если проступает голый металл, без грунта не обойтись. С помощью пульверизатора наносим 1-2 слоя. Сушим. Косвенным признаком готовности поверхности служит потеря грунтом глянца. Последний штрих подготовки – заполнение пор и микронеровностей. Разные производители именуют используемый при этом материал по-разному: порозаполнитель, грунт-наполнитель, жидкая шпатлёвка. Первым слоем из пульверизатора захватываем всю зону ремонта вплоть до заматованной старой краски, последующие кладем, постепенно отступая от границы. Трех слоев обычно достаточно. Затем последовательно доводим поверхность бумагами Р400 и Р500. Холст готов. Осталось замешать краски.

Подготовка к окраске. Зачем нужен десяток шпаклёвок?

В значительной мере, упрощая, можно сказать, что шпатлёвка материал для выравнивания окрашиваемых поверхностей - состоит из связующей смолы и наполнителя. Наибольшее распространение сегодня получили полиэфирные смолы, меньшее - эпоксидные. По-прежнему (хоть и редко) используются материалы на нитроцеллюлозной основе. Многие, даже именитые, фирмы, выпускающие лакокрасочную продукцию, имеют в своем ассортименте лишь две-три шпаклевки. Наша же компания предлагает несколько десятков продуктов, среди которых больше десяти предназначены для ремонта автомобилей и другой транспортной техники. Объясняется это просто. Большинство компаний своим основным бизнесом считают выпуск эмалей и лаков, передавая производство вспомогательных материалов (грунтов, шпаклевок и т.д.) под своей торговой маркой другим предприятиям. В том числе AKEMI. Мы же уже без малого полвека специализируемся на выпуске именно такой продукции. Накопленный с годами опыт позволил разработать и начать изготовление специальных материалов в т.ч. для требующих особого подхода видов кузовного ремонта. Познакомимся с некоторыми видами используемых в малярном деле материалов. Универсальные полиэфирные шпаклевки выпускаются (продаются под своей маркой) практически всеми производителями лакокрасочной продукции. У АКЕМI это шпаклевка № 4. Наносить ее можно на большинство используемых в автомобилестроении конструкционных материалов, oднaко нa плacтики и гальванизированные черные металлы - нежелательно. Недостатком универсальных шпаклевок является использование крупных фракций наполнителя, затрудняющих чистовую обработку поверхности и впитывающих жидкие материалы. Выровненную поверхность универсальной шпаклевки необходимо до окраски покрывать более тонкой либо грунтом – порозаполнителем. Основное достоинство универсальных продуктов в сравнении со специальными - относительно низкая цена, что делает экономически оправданным и не снижающим качество заполнение его достаточно глубоких вмятин ремонтируемых поверхностей. За одни проход можно уложить слой от 5 (при большой площади ремонтируемого участка) до 10 мм (при малой) При полимеризации все полиэфирные материалы «проседают» -уменьшаются в объеме на 5-7%. Мы гордимся, что показатель наших про¬дуктов - 4-5%. Обычная доза отвердителя - 2-4%. При оптимальной для малярного цеха температуре 20-23 град. С наиболее разумно ограничиться двумя процентами. При повышении температуры можно снизить долю отвердителя, но не менее чем до 1%, при понижении - увеличить (максимум до четырех). От количества отвердителя и температуры зависят и два важных временных параметра: продолжительность сохранения работоспособности шпаклевки (как правило, 3-15 минут) - и время отверждения (от 10-15 минут до 1 часа) по прошествии которого ее можно обрабатывать абразивами. Алюминиевые и гальванизированные панели, все активнее применяемые автопромышленностью, Для качественного ремонта требуют специальных материалов, таких как наша многофункциональная шпаклевка. Основное ее отличие от «четвертого номера» - отличная адгезия к цветным металлам. Забегая несколько вперед, скажу, что при использовании этого продукта отпадает необходимость зашкуривания гальванических покрытий до черного металла, что не создает дополнительных очагов коррозии. В этом замечании содержится и подсказка тем мастерам, кто не хочет тратиться на специальный продукт, С алюминием такой фокус не пройдет. С грубыми неровностями справились, перейдем к доводке поверхности. Две наших тонких шпаклевки - Super Soft и Super Fine - отличаются консистенцией и цветом. Обе они содержат мелкозернистый наполнитель очень тонкого помола, второй продукт имеет консистенцию деревенской сметаны - чрезвычайно мягок, но не текуч, что позволяет заполнять им мельчайшие царапинки и сколы. Кстати, его белый цвет очень выручает владельцев прицепов-дач, мотор-караванов, катеров и яхт (мелкие повреждения на белых корпусах можно устранять даже без последующей окраски. Краску, к слову, на обе шпаклевки можно наносить без промежуточного слоя порозаполнителя. Тонкие шпаклевки предназначены для устранения мелких неровностей, тем не менее, допустимая их толщина - 5-10 мм. Очень технологичны, особенно при ремонте значительных по площади элементов, доводимые жидкие шпаклевки, распыляемые через окрасочные пистолеты. Наша распыляемая полиэфирная шпаклевка выводит мелкие неровности, царапины, поры на самых разнообразных материалах - металлах, дереве, пластиках. Особые условия нанесения определяют потребность в специальных отвердителе и разбавителе, При введении 2-3% отвердителя шпаклевка сохраняет работоспособность в течение 15-30 минут и «встает» за 1-2 часа. Обладает исключительной адгезией, позволяет непосредственную окраску, а потому может быть использована вместо грунта-порозаполнителя. Продукт нашел неожиданное применение - при доводке поверхности сборных деревянных мастер-макетов для изготовления крупных стеклопластиковых изделий (крыш фургонов и т.п.). Рекомендуемая толщина слоя 150-200 микрон и может достигать толщины до 1 мм. Шпаклевка подается окрасочным пистолетом с диаметром распылителя 1.5-3,0 мм при давлении воздуха 2,5-3,0 бар. Низкая стоимость, возможность использования минимального количества без смешивания компонентов, быстрота «схватывания» - вот причины, по которой в производственной программе AKЕMI до сих пор сохранена нитроцеллюлозная (серая) шпаклевка. Использовать ее рекомендуется для заделки мелких сколов и царапин, прежде всего, одиночных или малочисленных. Особые случаи требуют особенных материалов. Прежде всего, это крупногабаритная техника - грузовики, фургоны, автобусы, различное оборудование, Шпаклевание больших площадей традиционными материалами - мышиная возня. Здесь требуются шпаклевки с увеличенным временем отверждения, позволяющие одним замесом обработать значительную часть ремонтируемой поверхности. Наш продукт - промышленная шпаклевка - сохраняет работоспособность в течение 10-20 минут и полностью полимеризуется за 1-3 часа. Эти характеристики делают его исключительно полезным и при ремонте небольших повреждений, но при высоких температурах окружающего воздуха. В остальном индустриальная шпаклевка не отличается от шпаклевки № 4. Другая «узкоспециализированная» область - заделка сквозных коррозионных и аварийных повреждений кузова. О технологии ремонта поговорим отдельно, а пока отметим, что отверстия диаметром до 3 см можно заделать шпаклевкой Poly-Faser со стекловолокном, тонкие и короткие хаотично распределенные нити которого придают полимеризованному материалу исключительную прочность. В отличие от практикующегося еще у нас нашлепывания стеклотканных заплаток с эпоксидкой, использование стекло-наполненной шпаклевки - не временная мера, а полноценный ремонт. Очень прочный и обладающий высокой адгезией к чистому металлу, стойкий к растрескиванию материал не только заполняет отверстие, но и упрочняет деталь. Посему использовать его можно и для устранения «хлопунов» и других дефектов, вызванных излишней «подвижностью» панелей. Грубая структура требует покрытия другой, тонкой шпаклевкой до окраски. В состав другой стеклонаполненной шпаклевки - Poly-Glass - введены более длинные волокна, Предназначена она специально для ремонта изделий из стеклопластика - спойлеров, прицепов, лодок и т.п. Обладает исключительной собственной прочностью, но требует покрытия более тонким материалом, не несущим нагрузку. Предмет гордости нашей компании - шпаклевка Metallic для вибронагруженных и не обладающих достаточной собственной жесткостью поверхностей из металла, всех видов пластика, дерева и т.д. Несущей способностью она почти не обладает и служит лишь для выравнивания поверхностей. При этом обладает исключительной эластичностью. Лист металла, покрытый этой шпаклевкой, можно согнуть пополам без ее отслоения и растрескивания. Немаловажно и то, что Metallic выдерживает нагрев до 180 град. С. что позволяет «подкладывать» его под эмали горячей сушки. Держится на любых материалах, но не заменим при ремонте пластика, Ведя разговор о кузовном ремонте нельзя не упомянуть и два других, близких к шпаклевкам по назначению, материалах - спеклополотне и полиэфирной смоле. Из широкой гаммы выпускаемой AKEMI смол упомяну две. Полиэфирная смола для ламинирования и ремонта используется для изготовления стеклопластиковых изделий небольших и средних размеров и для грубого восстановления с использованием стекломатов утраченных либо поврежденных фрагментов элементов кузова Например, отбортовок заднего крыла, выправить которые не позволяет прилегающая колесная арка. Ремонтная полиэфирная смола с повышенной адгезией специально разработана для заделки крупных сквозных коррозионных и аварийных повреждений. Справиться с поставленной задачей ей помогает стеклокань. Стеклотканью иногда ошибочно называют все виды стеклополотна. Между тем разные его виды находят разные области применения, определяемые конкретными особенностями того или иного материала. Стекломат - нетканое прессованное полотно. Подвижная «объемная» структура позволяет формировать из него (с добавлением смолы) и ремонтировать изделия сложной пространственной конфигурации. После полимеризации смолы приобретает исключительно твердую структуру и пространственную прочность. Стеклоткань, как ясно из названия - материал тканный, т.е. полученный переплетением длинных нитей, что придает ему повышенную прочность на растяжение. Применяется (со смолой) для изготовления и ремонта плоских и имеющих достаточно большие радиусы изгибы деталей. Стекловуаль - нетканый материал, более тонкий и мягкий, чем стекломат. Это скорее не конструкционный, а отделочный материал, накладываемый последним слоем и сглаживающий неровности С основными материалами мы определились, о том, как их правильно использовать, поговорим в следующий раз.